Проходил в Троице-Сергиевой лавре в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл. 6-9 июня 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Принял Устав об управлении Русской Православной Церкви, действовавший до 2000 г. Прославил в лике святых блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского, прп. Андрея Рублёва, свт. Московского Макария, прп. Максима Грека, прп. Паисия (Величковского), блж. Ксению Петербургскую, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника (Говорова) и прп. Амвросия (Гренкова) Оптинского.
23 дек. 1980 г. была образована синодальная Комиссия по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси (Юбилейная комиссия) во главе с патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). В дек. 1983 г. Юбилейная комиссия направила в Совет по делам религий (СДР) при Правительстве СССР обращение, связанное с мероприятиями по празднованию 1000-летия Крещения Руси, которые требовали разрешения гос. власти. Предполагалось в т. ч. «проведение Поместного Собора Русской Православной Церкви, который будет центральным элементом празднования и которому будет предшествовать Архиерейское совещание. Среди других документов на Соборе будет принято Обращение к Церквам и христианам всего мира по важнейшим проблемам миротворческого служения». После ряда дополнительных консультаций с Патриархией СДР в февр. 1985 г. подал в Политбюро ЦК КПСС свое заключение по предложениям Юбилейной комиссии, поддержав проведение Собора: «Поместный Собор станет кульминацией празднования 1000-летия крещения Руси и, по замыслу Московской патриархии, должен быть использован в интересах борьбы за мир, предотвращения ядерной угрозы. С мнением Патриарха и Синода целесообразно согласиться. Поместный Собор станет не только демонстрацией свободы совести в СССР, но будет иметь большой международный резонанс и серьезное контрпропагандистское значение» (цит. по: Дионисий (Шишигин). 2010. С. 357). Также СДР поддержал просьбу Патриархии о разрешении канонизации на П. С. ряда выдающихся исторических и религ. деятелей.
В связи с кончиной в марте 1985 г. генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко и приходом к партийно-гос. руководству М. С. Горбачёва решение по этому вопросу было отложено. В дек. 1986 г., когда СДР вновь направил в ЦК КПСС свои предложения о праздновании 1000-летия Крещения Руси, Политбюро постановило: «Разрешить Совету по делам религий при Совете Министров СССР дать согласие Московской патриархии на проведение в г. Москве с 3 по 17 июня 1988 года Поместного собора Русской православной церкви, других мероприятий в гг. Москве, Владимире, Киеве, Ленинграде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси» (Там же. С. 364). Правительству были даны указания по выделению валютных средств для приема и проживания иностранных гостей Собора. 23 дек. 1986 г. на очередном заседании Юбилейной комиссии был образован Редакционный комитет с участием богословов и церковных историков для подготовки проектов главных соборных документов: юбилейного доклада по деятельности Русской Церкви на основных этапах ее тысячелетней истории и деяния о канонизации ряда выдающихся подвижников благочестия. Первоначально подготовка П. ю. С. не предполагала принятие на нем решений по изменениям в организации управления РПЦ. Однако происходившие в СССР с сер. 80-х гг. ХХ в. социально-политические изменения привели к пересмотру ограничений, ранее накладываемых гос. властью на церковную жизнь. По поручению Рабочего президиума Юбилейной комиссии Смоленский и Вяземский архиеп. Кирилл (Гундяев; ныне Патриарх Московский и всея Руси) возглавил разработку проекта Устава об управлении РПЦ. В постановлении Юбилейной комиссии от 29-30 дек. 1987 г. отмечалась важность подготовки проекта Устава РПЦ, «который призван отвечать историческому значению нашей Церкви, соответствовать пастырским и другим присущим ее природе задачам, стоящим перед ней в настоящее время» (ЖМП. 1988. № 6. С. 15-16). 30 дек. 1987 г. Синод РПЦ утвердил решение о созыве Архиерейского предсоборного совещания в марте и П. С. в июне 1988 г.
26 марта 1988 г. на итоговом заседании Юбилейной комиссии патриарх Пимен в своем выступлении уделил главное внимание вопросу об Уставе РПЦ. Он сказал: «До настоящего времени мы руководствовались в своей церковной жизни Положением об управлении Русской Православной Церкви, принятым на Поместном Соборе 1945 года, частично измененным решением Архиерейского Собора 1961 года и утвержденным Поместным Собором 1971 года. Это Положение, бесспорно, исчерпало свои возможности ввиду своей неполноты и фрагментарности... сама жизнь Церкви показывает назревшую необходимость принятия нового Устава» (Там же. С. 16-17). На том же заседании Юбилейной комиссии был одобрен проект Устава об управлении РПЦ, разработанный Историко-канонической группой. 27 марта Синод утвердил и передал на рассмотрение Архиерейского предсоборного совещания проект Устава об управлении РПЦ и список подвижников благочестия, предлагаемых к канонизации. Синод также утвердил нормы представительства на Поместном Соборе от епархий (правящий и викарные архиереи, один клирик и один мирянин, избранные на епархиальном собрании), монастырей, духовных учебных заведений и духовной миссии в Иерусалиме (по одному представителю) и от зарубежных благочиний (по одному клирику и одному мирянину по избранию).
Подготовка П. ю. С. велась в переходный период в развитии отношений Советского гос-ва и Церкви. Органы гос. власти, с одной стороны, уже не ограничивали, как прежде, церковную жизнь и даже содействовали проведению необходимых преобразований. Так, в янв. 1988 г. СДР отменил ряд своих подзаконных актов к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г., сняв в т. ч. запрет на участие духовенства в органах приходского управления; признал, что поданный для согласования проект Устава об управлении РПЦ не противоречит нормам гражданского законодательства. С другой стороны, еще сохранялись формы жесткого гос. контроля за церковной деятельностью. В марте уполномоченным СДР в регионах было дано указание «провести разъяснительную работу с епископатом, направленную на поддержку в ходе архиерейского совещания и Поместного собора проектов, разработанных Московской Патриархией». Тогда же республиканским, областным и краевым органам СДР было поручено совместно с партийно-советскими органами предпринять с учетом местных условий «меры по предотвращению негативных проявлений в связи с юбилеем», создать соответствующие рабочие группы и не реже 2 раз в месяц информировать центральное руководство СДР о религ. ситуации на местах. Было дано указание усилить профилактическую работу с верующими, особенно с «экстремистски настроенными» (Маслова И. И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР: К вопросу о взаимоотношениях гос-ва и РПЦ: (1965-1991) // Гос-во и церковь в XX в.: Эволюция взаимоотношений, полит. и социокульт. аспекты: Опыт России и Европы / Отв. ред.: А. И. Филимонова. М., 2011. C. 97).
Итоги подготовительной работы к юбилейным мероприятиям и П. ю. С. подвело предсоборное Архиерейское совещание Русской Православной Церкви 28-31 марта 1988 г. Оно проходило в Успенском храме закрытого в то время Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря с участием 71 архиерея (3 архиерея отсутствовали из-за болезни). Совещание одобрило проведенную подготовку Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и программу буд. юбилейного Собора. После всестороннего рассмотрения представленных материалов Архиерейское совещание утвердило имена 9 подвижников веры и благочестия для их представления П. ю. С. и причисления к лику святых и приняло проект Деяния о канонизации этих подвижников. Совещание рассмотрело текст Устава об управлении РПЦ с внесенными в ходе обсуждения поправками и постановило передать его Собору для утверждения. В итоговом Коммюнике совещания приветствовалась «происходящая в настоящее время в нашей стране перестройка жизни общества на началах демократизации и гласности», отмечалось, что «этот благотворный процесс положительно сказывается и на жизни Церкви, содействуя ее благоприятному развитию». В то же время было обращено внимание на то, что «отдельные лица из числа духовенства, мирян, а также непринадлежащих к Церкви предпринимают попытки внести разделение в церковную среду, поколебать церковную дисциплину, посеять смуту и недоверие к Высшей церковной власти. Эти люди пытаются навязать государству решение церковных вопросов таким путем, который не может привести к положительным для Церкви результатам, но лишь к конфронтации между Церковью и государством» (ЖМП. 1988. № 6. С. 7). Речь, очевидно, шла об активизации деятельности бывш. церковных диссидентов, в частности свящ. Глеба Якунина, с которого, несмотря на его резкую критику священноначалия РПЦ, решением Синода в 1987 г. было снято наложенное в 1966 г. запрещение в священнослужении.
29 апр. 1988 г. состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва с патриархом Пименом и постоянными членами Синода, на встрече присутствовал председатель СДР К. М. Харчев. Горбачёв в своем обращении к патриарху отметил, что в советской истории «не всё складывалось легко и просто в сфере государственно-церковных отношений», возложив вину за это не только на иерархов Русской Церкви, как это делалось раньше в офиц. выступлениях советских руководителей, но и, впервые публично, на гос. власти: «Религиозные организации также были затронуты трагическими событиями периода культа личности. Этому периоду дана однозначная оценка как отступлению от социалистических принципов». Ныне, как заявил Горбачёв, «исправляются ошибки, допущенные в отношении Церкви и верующих в 30-е и последующие годы. ...Государство обеспечило необходимые условия для проведения в стране празднования 1000-летия введения христианства на Руси. Сейчас разрабатывается новый закон о свободе совести, где будут отражены и интересы религиозных организаций». В ответном обращении митр. Пимен поблагодарил руководителя Советского гос-ва за помощь в подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в открытии мон-рей и новых приходов. Во время встречи члены Синода поставили ряд вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности правосл. Церкви. Горбачёв сказал, что передаст эти предложения правительству, к-рое внимательно рассмотрит их и примет необходимые решения. Прошедшая перед П. ю. С. первая за 30 лет (с 17 мая 1958) офиц. встреча Предстоятеля Русской Церкви и главы Советского гос-ва знаменовала собой принципиальное изменение положения Русской Церкви и др. религ. орг-ций в СССР, предоставление им условий для полноценного развития.
5 июня 1988 г., накануне открытия Собора, в 1-й день юбилейных праздничных торжеств, в московском Богоявленском патриаршем соборе в Елохове прошло богослужение с участием предстоятелей Поместных Церквей, членов Синода РПЦ; затем иерархи и клирики по чинопочитанию, составленному к празднеству, совершили панихиду по предстоятелям и всем архипастырям Русской Церкви, по клирикам и всем благочестивым предкам в память 1000-летия Крещения Руси. В тот же день в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры состоялось заупокойное всенощное бдение; на нем поминали подвижников, канонизация которых должна была произойти на Соборе. 6 июня, до начала соборных заседаний, заупокойную всенощную Литургию возглавил Чебоксарский архиеп. Варнава (Кедров). По окончании литургии была отслужена панихида о вечном упокоении новопрославляемых подвижников благочестия. Перед ее началом на амвон были вынесены их иконы, освященные архиеп. Варнавой.
Поместный юбилейный Собор открылся в Загорске утром 6 июня 1988 г. Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Первое соборное заседание началось после торжественного молебна в трапезном Сергиевском храме лавры со вступительного слова патриарха Пимена. В Президиум Собора были избраны предстоятель Русской Церкви и постоянные члены Синода. Собор образовал секретариат во главе с митр. Одесским Сергием (Петровым), мандатную комиссию под председательством митр. Сурожского Антония (Блума) и редакционную комиссию во главе с архиеп. Смоленским Кириллом (Гундяевым). С приветственным словом от имени Правительства СССР выступил председатель СДР Харчев. Его выступление было более кратким, чем речи руководителей соответствующих гос. органов на предыдущих Поместных Соборах. Харчев назвал 1000-летие введения христианства на Руси крупным событием в отечественной истории, в развитии рус. государственности и культуры. Он отметил, что подавляющее большинство духовенства и верующих граждан положительно восприняли перестройку и демократизацию, в условиях к-рых проявились новые подходы к государственно-церковным отношениям. В ответном слове патриарх Пимен выразил благодарность Правительству СССР. Затем последовали выступления почетных гостей Собора: Антиохийского патриарха Игнатия IV, католикоса-патриарха всей Грузии Илии II, Румынского патриарха Феоктиста, кард. Й. Виллебрандса, католикоса армянского Киликийского Католикосата Гарегина II (впосл. верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин I), архиеп. Кентерберийского Р. Ранси, Болгарского патриарха Максима, Шумадийского еп. Саввы, представителя Эфиопской Церкви еп. Абу Никодима, генерального секретаря Всемирной Лютеранской Федерации пастора Г. Столсетта.
На 2-м соборном заседании, состоявшемся в тот же день, с докладом «Тысячелетие Крещение Руси» выступил Киевский митр. Филарет (см. Денисенко М. А.). Доклад содержал обзор основных вех жизни Русской Церкви за весь период ее истории; в нем говорилось о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, кнг. Ольге, св. равноап. кн. Владимире, св. князьях Борисе и Глебе, св. Александре Невском, о прославленных святителях домонг. периода и св. первоиерархах Русской Церкви во время возвышения Москвы. В докладе отмечалась «нравственная неравнозначность» мн. успехов самодержавного Российского гос-ва, «ибо эти успехи очень часто достигались русскими государями ценой забвения их христианского долга». Также рассматривались вопросы литургической жизни и церковного творчества, развития письменности и духовного просвещения, духовного подвижничества. Отмена Патриаршества и ассимиляция гос-вом церковной иерархии при имп. Петре I превратила Церковь на два столетия в инструмент, послушный самодержцам, однако «русская церковная святость явилась во всей своей благодатной полноте через православное монашество, выдержавшее исторический натиск петровской эпохи и бездушное екатерининское непонимание». Особое внимание в докладе уделялось Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., который восстановил Патриаршество и открыл новую эпоху в истории Русской Церкви. Отмечалось, что выборы патриарха на Соборе совпали с социалистической революцией, после чего возникла конфронтация между Церковью и государством, получившая свое развитие... в последующие годы и наложившая на эти отношения на долгий период драматический отпечаток». Вину за это митр. Филарет возлагал на церковных деятелей, которые «не поняли положительного значения социалистических преобразований» и «нередко поддерживали противников Советской власти». «Годы революционных преобразований в нашей стране оказались во многом неблагоприятными для Русской Церкви»,- говорилось в докладе и далее кратко упоминалось о кампаниях по вскрытию мощей и изъятии церковных ценностей, закрытии духовных учебных заведений и монастырей, разрушении храмов. Высоко оценив труды патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) по установлению нормальных отношений между Русской Церковью и Советским государством, митр. Филарет особо подчеркнул важность «Завещания» патриарха Тихона от 7 апр. 1925 г. (по мнению мн. исследователей, фальсифицированное сотрудниками гос. безопасности). Упомянув «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси), докладчик сообщил, что она «была провозглашена в период уже зарождавшегося культа личности. Это было сложное и неоднозначное время... Известны незаконные репрессии в отношении многих священнослужителей, честных советских граждан». Также кратко упоминались антицерковные кампании во время правления Н. С. Хрущёва: «Нормальное развитие церковной жизни в конце 50-х - начале 60-х годов было омрачено известными волюнтаристскими действиями, в результате которых произошло значительное сокращение численности храмов, монастырей, духовных школ. Последующие события обнаружили преходящий характер возникших затруднений, а затем и нормализацию отношений между Церковью и государством». В заключение докладчик перечислил положительные явления в жизни Русской Церкви в 80-е гг.: возвращение московского Данилова мон-ря, Введенской Оптиной пуст. и Толгского мон-ря, появление новых храмов. При этом он заметил, что «процесс открытия новых приходов... проходит медленнее, чем в свое время процесс закрытия храмов». Киевский митрополит кратко остановился на таких проблемах церковной жизни, как трудности при регистрации приходов, сложности у общин и епархиальных управлений в отношениях с рядом местных органов власти, «блуждание на духовной почве некоторых священнослужителей и мирян, сеющих в церковной ограде семена разномыслия и соблазна», активизация проблемы «отвергнутой украинским народом унии».
Третье, вечернее соборное заседание было посвящено прославлению новоканонизируемых святых Русской Церкви. После общей молитвы председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Крутицкий митр. Ювеналий (Поярков) выступил с докладом «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Доклад стал результатом 7-летних ученых изысканий Историко-канонической группы Юбилейной комиссии при активной помощи духовных школ Московского Патриархата. В полном объеме текст доклада, утвержденный предсоборным Архиерейским совещанием, был распространен среди членов Собора в письменном виде; митр. Ювеналий зачитал доклад в кратком изложении. В полном варианте доклада раскрывалось понятие святости в Свящ. Писании в Ветхом и Новом Завете, говорилось об истории почитания святых мощей, о различных видах подвижничества святых и особенностях их почитания, о порядке канонизации в Православной Церкви. Затем в докладе излагалась история канонизации святых Русской Церкви. Отмечалось, что в новейший (т. е. послереволюционный) период происходили лишь единичные случаи канонизации, причем только при обращении др. Поместных Церквей,- так были прославлены в 70-е гг. XX в. за миссионерские труды в Сев. Америке и Японии митр. свт. Иннокентий (Вениаминов) и еп. равноап. Николай (Касаткин); тогда же в списки святых Русской Церкви были включены канонизированные др. Поместными Церквами св. Иоанн Русский и Герман (Зырянов), прп. Аляскинский. В заключение доклада митр. Ювеналий перечислил общецерковные основания для прославления предполагаемых подвижников благочестия: вера Церкви в святость прославляемых как людей, Богу угодивших; мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христову; чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков; большие заслуги перед Церковью и народом Божиим; добродетельная, праведная и святая жизнь; православное безукоризненное совершение всех добродетелей; большое почитание народом при жизни подвижника или после его кончины. В докладе отмечалось, что исследования, проведенные к прославлению на Поместном Соборе, показали у канонизируемых следующие добродетели: любовь к ближним, служение Отечеству, благотворительность и храмоздательство кн. Московского Димитрия Донского; постничество, аскетический подвиг и творчество иконописания Андрея Рублёва; строгая христ. жизнь, терпение и твердость в вере прп. Максима Грека; забота о Церкви, смирение, постничество и пример почитания святых, данный митрополитом всея Руси Макарием; старчество, молитвенность и подвиг ученого монаха схиархим. Паисия (Величковского); самопожертвование и бескорыстие, смиренномудрие и любовь к ближним блж. Ксении; труд просветителя, богослова, аскета и проповедника свт. Феофана Затворника; образ пастыря, пример душепопечительства, сострадания, снисхождения к людям и верности Богу схииером. Амвросия Оптинского; глубокое богословствование, образ молитвенности и пример всецелой отдачи себя служению Богу еп. Игнатия (Брянчанинова).
После обсуждения доклада был совершен чин канонизации новопрославляемых святых. В принятом Деянии Собор определил: «...причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия» (далее следовали имена 9 новых святых с краткими характеристиками их личностей): вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, преподобных Андрея Рублёва, Максима Грека, свт. Макария, митр. Московского и всея Руси, прп. Паисия (Величковского), блж. Ксении Петербургской (Петровой), свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. Амвросия (Гренкова) Оптинского, свт. Феофана Затворника (Говорова). При возглашении имени новопрославленного святого в Сергиевский храм торжественно вносили его икону и возлагали на аналой в центре храма при пении соответствующих тропаря и кондака. Затем, при пении величания новому святому, патриарх Пимен благословлял иконой участников П. ю. С. Собор определил считать честные останки новопрославленных святыми мощами, составить службы новым святым, были установлены дни их памяти. Было принято решение «в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия». Прославление 9 подвижников благочестия Поместным юбилейным Собором стало первой столь значительной и многосторонне подготовленной канонизацией в Московском Патриархате за исключительно долгое время и открыло новый период в истории канонизации Русской Церкви. В конце вечернего заседания 6 июня с приветственными словами к членам П. ю. С. обратились глава делегации Маланкарской Церкви митр. Бомбейский и Ангамалийский Филиппос Мар Теофилос, патриарх Сирийской яковитской Церкви Мар Игнатий Закка I, генеральный секретарь Конференции Европейских Церквей Жан Фишер, Католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Дынха IV. Собором были приняты послание Председателю Совета Министров СССР Н. И. Рыжкову и Обращение к председателю 3-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению.
7 июня на утреннем, 4-м, заседании управляющий делами Московской Патриархии, Ростовский и Новочеркасский митр. Владимир (Сабодан) выступил с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви» в период с Поместного Собора 1971 г. Впервые в докладе были оглашены точные статистические сведения о Русской Церкви. Митр. Владимир сообщил, что ко времени созыва настоящего Собора в РПЦ насчитывалось 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, служили 74 епископа (7 из них несли служение за рубежом), 6674 священника и 723 диакона, имелось 22 мон-ря с 1190 насельниками и насельницами; 1999 учащихся духовных школ, включая регентские курсы и заочный сектор. Как особо важное событие митр. Владимир отметил, что с сент. 1987 г. началось увеличение количества приходов. За 5 месяцев 1988 г. было открыто более 60 приходов; всего действовало 6893 приходов (до кон. 1988 верующим возвратили еще ок. 1 тыс. храмов). В числе примеров произошедших положительных перемен митр. Владимир упомянул передачу Церкви московского Данилова мон-ря, Оптиной пуст. и Толгского мон-ря, сооружение в подмосковном пос. Софрино крупного предприятия по производству церковной утвари. Поднимая вопрос о задачах, стоявших перед Русской Церковью, митр. Владимир затронул ситуацию с отстранением настоятелей от руководства финансово-хозяйственной деятельностью приходов по решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г. В докладе говорилось, что данная реформа «себя не оправдала... священник как духовный руководитель прихода, несущий ответственность за его состояние перед всей Церковью и Богом, не может быть отстранен от решения материальных вопросов, касающихся жизни общины». Т. о. одной из задач Собора митр. Владимир поставил «устранить это противоречие и в Устав Русской Православной Церкви, который нам предстоит принять, внести такие определения, которые отвечали бы каноническим нормам церковной жизни».
Затем председатель Отдела внешних церковных сношений Минский митр. Филарет (Вахромеев) выступил с докладом «Внешние связи Русской Православной Церкви», который рассматривал весь 1000-летний период ее истории. В докладе говорилось о развитии связей с др. Поместными Православными Церквами; значении контактов с К-польской, Болгарской и др. Церквами для становления Русской Церкви; о сестринской помощи и поддержке, оказываемой Русской Церковью Церквам-сестрам, переживавшим тяжелые времена в своей истории. Касаясь советского периода в истории РПЦ, докладчик заявил, что 20-30-е гг. ХХ в. были «одними из самых трагических в истории Русской Православной Церкви». Начало нового периода истории РПЦ митр. Филарет связывал с Поместным Собором Русской Православной Церкви 1945 г., к-рый ознаменовал восстановление связей с Поместными Церквами. Помимо успехов в налаживании и укреплении отношений с Поместными Церквами митр. Филарет упомянул и о существующих между ними серьезных проблемах, связанных с различным подходом к решению вопросов о правосл. диаспоре, в особенности в Зап. Европе и Америке, об автокефалии и автономии и способах их провозглашения, о диптихах, о свободном пополнении негреч. общин на Афоне. Говоря далее об истории отношений с зап. христианством, митр. Филарет отметил попытки Римско-католич. Церкви во время войн Руси с зап. соседями присоединить к себе правосл. христиан; коснулся истории борьбы правосл. Церкви против унии, к-рая надолго затруднила диалог православных с католиками. Контакты с Римским Престолом возобновились только с сер. XIX в., а с сер. ХХ в. (со времени понтификата папы Иоанна XXIII) были начаты поиски практических путей к сближению Русской Православной и Римско-католич. Церквей. Также со 2-й пол. XIX в. плодотворно развивались отношения Русской Церкви с Восточными (Нехалкидонскими) Церквами, митр. Филарет в своем докладе подчеркнул духовную близость Православия с древними Восточными Церквами. В докладе также была освещена история отношений РПЦ в кон. XIX-ХХ в. с представителями англикан. исповедания, со старокатоликами, протестантами. Особо митр. Филарет остановился на участии РПЦ в деятельности Всемирного Совета Церквей, др. международных и региональных христ. орг-ций.
После докладов были объявлены прения. Сурожский митр. Антоний (Блум) в своем выступлении остановился на взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью, «которую мы называем Карловацкой группой или Карловацким расколом». Митр. Антоний обратил внимание на недопустимо резкий тон прежних обращений к «карловчанам», в к-рых их призывали через покаяние вернуться в лоно Матери-Церкви, и делал вывод: «На таких началах мало кто согласится прийти». Он предложил членам Собора «обратиться к ним не с призывом к покаянию, а как бы словами апостола Павла: «Сердце наше вам отверзто, объятия отчии вам открыты...» Я думаю, было бы хорошо, если бы мы обратились к ним с такими словами открытости и любви, призывая вступить с нами в молитвенное и евхаристическое общение». Также митр. Антоний поднял вопрос о подвиге новомучеников, когда «только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения». Митр. Антоний посчитал важным отразить в соборном послании благодарность Богу за то, что в ХХ столетии в Русской Церкви оказались свидетели веры, «которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию святости в Русской Церкви». Венский митр. Ириней (Зуземиль) также предложил преклониться «перед мученичеством, страданием и кровавым подвигом верующего и клира Русской Православной Церкви» в годы репрессий. Митр. Ириней не согласился с митр. Антонием по вопросу о взаимоотношениях с РПЦЗ: «...невозможно оправдать все то зло, абсолютное зло, которое эта Зарубежная Церковь несет на каждом шагу в своей деятельности по отношению к Русской Православной Церкви... И самому большому врагу нужно протянуть руку дружбы и любви, но есть какой-то предел». Львовский митр. Никодим (Руснак) в своем выступлении выразил тревогу по поводу попыток зарубежных укр. греко-католиков возродить на Зап. Украине унию, используя для этого развитие межгос. связей. В отличие от предшествующих Поместных Соборов 1945 и 1971 гг. на Соборе 1988 г. выступавшие могли свободно отстаивать свое мнение. Так, Иркутский и Читинский архиеп. Хризостом (Мартишкин) не согласился с предложенным возвращением настоятелей храмов к административно-хозяйственному руководству в приходах: «Я думаю, что великим благом, Промыслительным действием Божиим было то, что в 1961 г. отказались от административной деятельности.... В эти годы управляли административной деятельностью, были у ящика, у денег - светские люди. Да, они, может быть, нечестно поступали, но они светские. По крайней мере, у нас не было возможности так широко пользоваться церковным карманом, мы часто путаем его со своим». Смоленский архиеп. Кирилл (Гундяев) в своем выступлении предложил «избавиться от некоторого триумфализма... посмотреть мудро и спокойно на те проблемы, которые стоят перед нашим церковным сознанием, перед нашей жизнью». Говоря об актуальности проблем в богослужении, архиеп. Кирилл предложил создать при Синоде постоянную литургическую комиссию.
В тот же день на 5-м соборном заседании с докладом о миротворческой деятельности РПЦ выступил Ленинградский митр. Алексий (Ридигер, впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В докладе миротворческое служение Церкви обосновывалось святоотеческим наследием, была показана связь миротворчества с патриотической позицией Русской Церкви. Митр. Алексий напомнил, что Поместный Собор РПЦ 1945 г., состоявшийся еще до завершения Великой Отечественной войны, выразил надежду на исключение войн из жизни человечества. Дав обзор миротворческим акциям Русской Церкви в послевоенный период, докладчик выразил надежду, что «в пределах своих возможностей Русская Православная Церковь вместе с другими христианскими Церквами в силе Святого Духа достигнет успеха в евангельском служении делу мира на всей земле». В последующих выступлениях в порядке прений член Собора от мирян Куйбышевской епархии А. А. Саввин предложил вспомнить тех, кто «в тяжелые годы выдержал натиск моря житейского и отдал свою жизнь за Церковь», и спеть им вечную память. Прот. Михаил Фортунато из Сурожской епархии обратил внимание на необходимость мер по развитию богослужебного пения. Саратовский архиеп. Пимен (Хмелевский) поднял вопрос о противодействии развитию церковной жизни со стороны некоторых уполномоченных СДР, об отрицательном отношении местных властей к возвращению храмов верующим и предложил создать при Синоде комиссию для помощи епархиям в этих вопросах.
После перерыва 5-е соборное заседание продолжилось докладом председателя Издательского отдела Московской Патриархии Волоколамского митр. Питирима (Нечаева). Доклад был письменно распространен среди членов Собора и зачитан митр. Питиримом в сокращенном объеме. В исторической части доклада говорилось о многовековой издательской деятельности Русской Церкви, основанной на традиции рукописной и печатной книги, подчеркивалось значение книжности как источника рус. духовной жизни и культуры. Особо митр. Питирим остановился на деятельности в сер. XVI в. митр. Московского Макария по обобщению всей рукописной книжности и началу отечественного книгопечатания, исторический обзор к-рого, включая синодальный период, давался далее в докладе. Говоря об издательской деятельности Русской Церкви в ХХ в., митр. Питирим основное внимание уделил работе своего отдела в последние годы в сфере книгоиздательства, периодической печати, издания научных трудов, информационной работы, развития церковной фотографии, выпуска кино- и телевизионных фильмов.
8 июня перед началом утреннего, 6-го, заседания членам Собора было сообщено о состоявшейся накануне в Киеве передаче Русской Церкви решением Совета Министров Украинской ССР части Киево-Печерской лавры. В связи с этим Собором была направлена благодарственная телеграмма Председателю Совета министров УССР В. А. Масолу. Собор откликнулся на сообщения о катастрофе 4 июня 1988 г. на станции Арзамас-1 (взрыв железнодорожного состава со взрывчаткой, приведшей к гибели 91 чел., в т. ч. 17 детей, всего пострадало ок. 1,5 тыс. чел.). Был принят текст телеграммы на имя Председателя Совета Министров СССР Рыжкова с выражением соболезнования родным и близким погибших и сообщением о перечислении в фонд помощи жертвам трагедии собранных среди участников Собора 53 тыс. р. и 54 долларов США.
На утреннем заседании 8 июня с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви» выступил председатель Учебного комитета, ректор МДАиС Дмитровский архиеп. Александр (Тимофеев). Докладчик проследил историю духовного просвещения и школьного дела на Руси со времени ее Крещения, отметив, что «духовенство явилось главным деятелем на ниве просвещения». Более подробно архиеп. Александр остановился на развитии духовного просвещения в синодальный период, отметив, что рус. духовная школа и отечественная богословская наука, преодолев увлечение зап. схоластикой, вернулись к святоотеческому наследию. Перейдя к послереволюционной истории церковного образования, архиеп. Александр рассказал о прекращении существования старых духовных школ и о попытках возродить в 20-х гг. ХХ в. богословское образование на новых правовых основаниях (появившиеся тогда духовные учебные заведения просуществовали лишь несколько лет). Особо докладчик отметил создание в Париже Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского. В нашей стране возрождение богословского образования произошло в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 г. в Москве были открыты Православно-Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1946 г. в МДАиС. В послевоенные годы духовные школы также появились в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове, Луцке, Ставрополе и в Жировицком мон-ре (большинство закрыто во время правления Хрущёва). Ко времени Поместного Собора 1971 г. действовали 2 духовных академии (в Загорске и Ленинграде) и 3 духовных семинарии (в Загорске, Ленинграде и Одессе). Особое внимание в докладе было уделено совр. проблемам духовных школ: ввиду того, что они не вполне удовлетворяли нужду Церкви в священнослужителях, архиеп. Александр высказался за открытие новых семинарий в Сибири и Поволжье, на Украине и в Белоруссии. Он также указал на необходимость открытия епархиальных курсов для подготовки регентов и псаломщиков. После доклада в порядке прений выступил ректор ЛДАиС прот. В. У. Сорокин, высказав конкретные предложения по развитию духовного образования. Архиеп. Кирилл (Гундяев) обратил внимание на слабую подготовку выпускников духовных школ к практической церковной деятельности, когда рукоположенного после семинарии священника приходилось буквально учить богослужению, учить проповеди, а выпускник духовной семинарии практически беспомощен в вопросах душепопечения, пастырства. Куйбышевский архиеп. Иоанн (Снычёв; впосл. митрополит) выразил озабоченность тем, что в среде не только студентов, но и преподавателей духовных школ встречаются неправосл. богословские воззрения, и предложил «создать своего рода цензуру, которая бы проверяла преподавателей и профессоров с точки зрения их православного направления». Доклад «Хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви от древности до наших дней (988-1988)» ввиду болезни председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии Воронежского митр. Мефодия (Немцова) зачитал секретарь управления прот. Л. М. Кузьминов. Основное внимание в докладе уделялось межсоборному периоду 1971-1988 гг., гл. обр.- производственной деятельности Софринских мастерских (ныне Софринское художественно-производственное предприятие Московской Патриархии). В докладе отмечен ряд серьезных проблем, связанных с реставрацией церквей, нерешенностью вопроса о церковной собственности.
Вечернее, 7-е, соборное заседание 8 июня было посвящено обсуждению и принятию Устава об управлении РПЦ. Проект Устава был представлен Собору архиеп. Кириллом (Гундяевым). В своем докладе он отметил, что «церковные уставы являются своего рода комментариями к канонам. При этом они сами обладают высоким каноническим авторитетом, поскольку принимаются Поместными Соборами». Необходимость принятия Устава как условия нормального функционирования церковного управления определялась тем, что действовавшее до сих пор Положение об управлении РПЦ, принятое на Поместном Соборе 1945 г. и составленное «наскоро в условиях военного времени, не содержит в достаточной мере общепринятых в Православии законов, регулирующих систему церковного управления, и не дает ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высшей иерархии, так и рядового духовенства и мирян. Это «Положение» в силу своей фрагментарности и неполноты всегда воспринималось в качестве временного. С самого начала предполагалось, что с нормализацией расстроенной войной жизни оно будет заменено постоянным Уставом». Однако этому помешали, как отметил архиеп. Кирилл, «исторические условия, оказавшиеся недостаточно благоприятными для церковного бытия... Более того, в 1961 году в существовавшее «Положение» были внесены поправки, касающиеся управления приходами, которые еще более понизили каноническую значимость этого документа». Докладчик заявил, что данные поправки были продиктованы не внутрицерковными потребностями, а внешними обстоятельствами в той сложной ситуации, в к-рой оказалась Церковь на рубеже 50-х и 60-х гг. ХХ в. Приходская «реформа» 1961 г. по существу оказалась несостоятельной и привела к нестроениям внутри Церкви, к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным от руководства приходами, а юридически - и вообще от самих приходов. Архиеп. Кирилл отметил, что в течение 25 лет в Церкви зрело убеждение в необходимости изменить существующее положение; ныне, в условиях произошедших перемен в отношениях между Церковью и гос-вом, возникла историческая возможность осуществить это многолетнее ожидание. Архиеп. Кирилл сообщил, что при составлении проекта Устава учитывалась история церковного права Древней Неразделенной Церкви, Церкви на Востоке после разделения и особенно Русской Православной Церкви. Предлагаемый проект докладчик поставил в преемственную связь с «Определениями» Поместного Собора 1917-1918 гг. Эта связь воплощена в попытке выразить в совр. категориях основную идею правосл. экклезиологии - идею соборности. В ходе обсуждения проекта Устава на соборном заседании были рассмотрены и уточнены некоторые формулировки, в текст документа были внесены и приняты после обсуждения соответствующие поправки. Затем состоялось голосование. Собор единогласно принял Устав об управлении РПЦ.
Новый Устав определил, что высшая власть в Русской Церкви в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежит Поместному Собору. Он созывается патриархом (местоблюстителем) и Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. В период между Поместными Соборами высшей церковной властью обладает Архиерейский Собор. Архиерейские Соборы созываются также по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года. Предстоятель РПЦ имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх управляет Церковью вместе с Синодом. Устав увеличил состав Синода до 5 постоянных и 5 временных членов. Устав восстановил такой институт, как епархиальные собрания, при содействии которых епархиальные архиереи осуществляли управление епархией. Епархиальные собрания должны были созываться не менее раза в год и состоять из равного числа представителей клира и мирян. Епархиальный совет при правящем архиерее должен был состоять не менее чем из 4 лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются епархиальным собранием на один год. Важнейшие изменения в сравнении с действовавшим ранее Положением об управлении РПЦ касались приходов. Согласно принятому Уставу, клирики включались в состав приходского собрания, а председательство в приходском собрании предоставлялось настоятелю прихода. Приходской совет, по Уставу, является исполнительным органом приходского собрания и как таковой подотчетен ему. В состав приходского совета должны входить председатель, его помощник и казначей, избираемые на 3-летний срок. Председателем приходского совета мог быть и мирянин, и клирик, в т. ч. и настоятель прихода.
На вечернем заседании 8 июня также были приняты следующие соборные документы: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви». При обсуждении проекта «Обращения к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью Церковью» (т. е. прежде всего к иерархии, клиру и пастве Русской Зарубежной Церкви) митр. Антоний (Блум) внес на рассмотрение ряд поправок, направленных на то, чтобы придать документу более миролюбивый характер. В «Обращении к Зарубежной Церкви» говорилось: «Поместный Собор призывает вас, дорогие братья и сестры, внять голосу этой любви, обращенному к вам в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. Мы не перестаем надеяться на то, что средостение недоверия будет упразднено благоразумием и восторжествует между нами мир Божий».
9 июня, в последний день работы Собора, на 9-м, утреннем заседании с приветственными речами выступили почетные гости: архиепископ всего Кипра Хризостом, митр. Пражский и всей Чехословакии Дорофей, митр. Вашингтонский, всей Америки и Канады Феодосий, архиеп. Карельский и всей Финляндии Иоанн, митр. Токийский и всей Японии Феодосий (Нагасима), примас Старокатолической Церкви Нидерландов архиеп. А. Я. Глаземакер, архиеп. Евангелически-лютеранской церкви Латвии Э. Местерс, президент Всемирного Реформаторского альянса пастор А. Бусак, генеральный секретарь Всемирного Методистского Совета Дж. Р. Хейл и др. Председательствовавший Киевский митр. Филарет, поблагодарив выступавших, сообщил о предстоящей 13 июня в Москве закладке храма в память 1000-летия Крещения Руси (храм Троицы Живоначальной на Борисовских прудах в Орехове-Борисове, освящен в 2004). В конце заседания Румынский патриарх Феоктист преподнес в дар РПЦ икону прп. Паисия (Величковского).
После перерыва на заключительном, 10-м заседании члены Собора обсудили и приняли «Определения Поместного Собора Русской Православной Церкви». В них одобрялись деятельность патриарха и Синода по управлению Церковью и работа синодальных учреждений в межсоборный период 1971-1988 гг.; сообщалось о принятии Устава об управлении РПЦ, призванного «служить более полному раскрытию соборной природы Церкви», особо отмечалась в условиях действия Устава роль пастыря в жизни приходской общины; обращалось внимание на чрезвычайную важность попечения о нравственной чистоте клира; подтверждалась необходимость укрепления всеправославного единства, дальнейшего углубления экуменической вовлеченности для продвижения по пути к христ. единству через свидетельство веры Древней Неразделенной Церкви, через сотрудничество со всеми христианскими Церквами, объединение усилий с представителями др. религий, всеми людьми доброй воли в защиту мира; ставились задачи по расширению издательской деятельности Русской Церкви, по открытию новых духовно-учебных заведений, изысканию возможных внебогослужебных форм для катехизации и духовного просвещения верующего народа, по выработке форм выражения и развития традиционного для Русской Церкви служения в области милосердия и церковной благотворительности (ранее любая благотворительная церковная деятельность в СССР была под запретом). Также были приняты «Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира», «Заявление Поместного Собора Русской Православной Церкви по насущным проблемам современности» с одобрением внешнеполитических инициатив руководства СССР. С кратким заключительным словом выступил патриарх Пимен, объявивший Собор закрытым.
Поместный юбилейный Собор 1988 г., единственный в послесинодальный период не связанный с избранием нового патриарха, совпал с принципиальными изменениями в системе церковно-гос. отношений и знаменовал начало нового этапа в истории Русской Церкви, к-рая «из состояния выживаемости в условиях атеистического государства целиком восстановила свои канонические структуры и сама установила свою каноническую жизнь» (Сазонов. 2014. С. 55). В первый раз со времени Поместного Собора 1917-1918 гг. Русская Церковь «получила возможность публично решать вопросы в разных областях церковной деятельности, анализировать ситуацию, определять новые пути» (Дёпманн Х. Д. 2000. С. 335). По выражению зарубежного историка Д. В. Поспеловского: «Собор 1988 года... не был пустой декорацией к празднованию 1000-летия». На нем при всеобщей поддержке были отменены навязанные Церкви Советским гос-вом в 1961 г. изменения в приходском управлении, лишавшие власти и епископов и настоятелей приходов; был принят Устав об управлении РПЦ, к-рый по своему содержанию был более совершенен и ближе к соборности, чем прежнее Положение 1945 г. (Вестн. РХД. 1995. № 172. С. 201-202). Участники Собора отмечали необычную для советских времен открытость, смелость и зрелость выступлений на его заседаниях, справедливую критику тех или иных недостатков в организации церковной жизни и конкретные предложения по их исправлению.